Хотите увидеть магнетизм?
Sep. 15th, 2025 07:15 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Чуваки сделали сенсор 8x8. Показывает магнитное поле каждого "пикселя" в реальном времени.
Здесь файл hello.o получен компиляцией Си-шного кода в обычный объектник:$ run hello hello.o
hello world!
Для примера возьмём простейший код:сс -с hello.с
Программа "run" получает два аргумента. Первый аргумент - имя функции, которую надо вызвать. Второй аргумент - имя объектного файла. Для определённости пусть дело происходит в Линуксе, на архитектуре x86_64. Хотя неплохо бы и на arm64 под MacOS.#include <stdio.h>
void hello() {
printf("hello world!\n");
}
Sprechen bald alle Autos so wie K.I.T.T. aus „Knight Rider“?Английский текст в первом комменте, а вот русский перевод от chatgpt.com.
Der Software-Spezialist Cerence und der Chip-Hersteller Sima stellen auf der IAA eine cloudunabhängige KI-Sprachsteuerung für Autos vor. Alle namhaften Hersteller wollen das System testen.
Компания Cerence, специализирующаяся на программном обеспечении, и производитель микросхем Sima представляют на выставке IAA облачно-независимую систему голосового управления автомобилями на базе искусственного интеллекта. Все основные производители хотят протестировать эту систему.Почему автомобили скоро будут разговаривать как K.I.T.T. из «Рыцаря дорог»
Концепция родилась в 1980-е. Американский актер Дэвид Хассельхофф в телесериале «Knight Rider» играет бывшего полицейского Майкла Найта, который борется с преступностью на Pontiac Trans Am 1982 года. Особенность: автомобилем по имени K.I.T.T. управляет искусственный интеллект, он помогает Найту в расследованиях и разговаривает так, как сделал бы живой напарник. Каждое слово машины сопровождалось мигающими красными светодиодами на передней панели.
Именно такую безупречную коммуникацию между водителем и автомобилем стремятся воплотить производитель чипов Sima и софтверная компания Cerence. Партнёры запускают большие языковые модели (LLM), подобные ChatGPT, прямо на автомобильных микрочипах — и без постоянного подключения к сети и облаку.
«Нашу систему голосового управления можно сравнить с очень умным пассажиром, который мгновенно нажимает все кнопки и управляет всеми меню, контролирует функции машины, понимает мои слова на интеллектуальном уровне и к тому же может ответить, например, на вопрос о футбольных результатах», — говорит Харальд Крегер, глава автоподразделения Sima.
На следующей неделе в Мюнхене, на Международной автомобильной выставке (IAA), Sima и Cerence представят свою разработку.
«Водители хотят не просто отдавать команды, а разговаривать целыми фразами и вести настоящую беседу с системой», — поясняет Нильс Шанц, технический директор Cerence. Американская компания занимает более 50 % мирового рынка голосового управления для автомобилей и сотрудничает почти со всеми крупными автопроизводителями.
Причина растущего интереса к голосовым системам проста: автомобили становятся всё сложнее и оснащаются массой функций. «Через обычные меню это уже невозможно контролировать, пользователь теряется», — отмечает Шанц, вспоминая опыт работы в Mercedes, где он участвовал в создании мультимедийной системы MBUX. «Давно ясно, что решение — голосовое взаимодействие. Водитель уже не знает, на что способен его автомобиль. А голосовое управление к тому же — самое безопасное во время езды».
До сих пор такие системы работали хуже, чем диалоги Майкла Найта и K.I.T.T. на экране. «Раньше они строились на грамматиках: нужно было заранее прописывать возможные команды, фактически программировать их вручную», — объясняет Шанц. С появлением LLM ситуация изменилась кардинально: теперь система понимает естественную речь, независимо от того, была ли она заранее предусмотрена. «Это огромный шаг вперёд».
Интегрировать новые голосовые системы, понимающие функции автомобиля, оказалось несложно. Cerence уже создала решения для Mercedes CLA и Volkswagen, но они работали стабильно только при подключении к облаку. «Есть проблема покрытия сети, есть проблема стоимости: если каждую команду отправлять в облако, это становится слишком дорого для автопроизводителей», — отмечает Шанц. Добавляются зависимость от провайдеров облачных сервисов, вопросы безопасности данных и задержки отклика. «Я хочу общаться с машиной, а не ждать ответа полминуты».
В последние месяцы Cerence работала над переносом систем на энергоэффективные чипы, чтобы все вычисления происходили прямо в автомобиле. С решениями Qualcomm успеха не было, но около двух месяцев назад немецкий автопроизводитель познакомил Cerence со стартапом Sima. «Мы быстро поняли, что их чип достаточно мощный и гибкий для наших задач», — говорит Шанц.
«В некотором смысле это было как деловое Tinder-свидание», — добавляет Крегер. Производитель знал обе стороны: облачные LLM Cerence и чипы Sima, и свёл их вместе. Стартап разрабатывает процессоры, позволяющие запускать ИИ локально — не в дата-центрах, а прямо в устройствах: лазерных резаках, вокзальных камерах наблюдения или автомобильных системах. Теперь приложения Cerence работают на чипах Sima с энергопотреблением менее десяти ватт. «Это значит, что ИИ можно запускать локально без шкафа серверов в багажнике, которые жгут сотни ватт и требуют водяного охлаждения», — поясняет Крегер. В будущем 90 % задач будут выполняться локально, а 10 % — через облако (например, для обновления дорожной информации).
По словам Крегера и Шанца, все автопроизводители, участвующие в IAA, записались на демонстрацию системы. «Мы покажем настоящего помощника-партнёра, который знает меня, мои ежедневные привычки и мои вкусы», — говорит Шанц. «Он не только отвечает на вопросы, но и сам обращается ко мне, если это полезно». Точно так же, как K.I.T.T. помогал Майклу Найту в сериале, когда тот заходил в тупик.